Начало нового 1950 года

Комсорг не успел еще снять со стены ленкомнаты красочное поздравление вождю к его 70-летию. Может и нас, солдатиков, что подросли под ружьем, после школьной парты, к 25 годам уволят, наконец, со службы. Ждем!! По дому очень соскучились!!!


Стоят: Д.Матвиец, Е.Лапко. Ниже - В.Безгласный, В.Кондрашов, В.Вервекин, В.Правдин. Сидят - П.Кучегуров, В.Плисецкий, В.Хурумов.

И кусочек из речи комроты (уже майора) Лисицкого: «Что-то хлопчики-комсомольчики, собрание ваше проходит очень вьяло! Бэз юного огоньку!!»
Отвечает комсорг, сержант Кучегуров: «Да, видно стухает огонек, на восьмом году службы, товарищ майор! Слишком подросли в строю!!!»
- Особенно ты, Пэтя! Самый длинный в нашей роте! Аж от самого Ставрополя! И всегда впереди строя!!!
Солдатики невесело засмеялись...

А дом ныне снится все чаще!!!

Гляжу на фото, что сделал в последний отпуск друг детства Фэд, у родной Кубани! И, наверно, думаю:
- Когда же снова увижу твои шумные воды? Завтра умчит меня поезд далеко на запад!

Ноябрь 1949
До встречи с нашей Кубанью оставалось всего половина года!!!

Прощальный проезд

В роте добрую весть об увольнении встретили троекратным «ура»!!! А мы, с друзьями вчетвером, отметили событие прощальным мотопробегом по Единцам - «Эх, прокачу»! На новом М-72, с новыми номерами и новыми колесами. О старом, фронтовом, что сгорел у границы под Ваней мотоциклистом и других чудесах в роте связи, расскажу в последней серии. Радисты: Виктор Правдин, Владимир Безгласный, Евграф Лапко. А в люльке - Митя «Шульц», наш доктор всех электро-мех, фото-тех и прочих химнаук, по фамилии Матвиец. Его добрая, широкая улыбка выдает общую радость - завтра домой!!!
Апрель 1950

К маю 1950-го - мы дома!!!


Первая встреча с другом-однополчаниом Матвейцом! Тот же Митя, тот же Доктор, с теми же умелыми руками и доброй улыбкой!! Но уже в гражданской фуражке, пальто и со знакомой техникой на сцене Дома офицеров в краевом Ставрополе.
И я, как был Евграф, так и остался, еще в той же шинели и серой шапке, но с прибавкой отчества, руковожу техкружками в Доме пионеров г. Черкесска. А вечерами посещаю школу ШРМ и доучиваюсь в десятом классе с такими же, успевшими постареть на десяток лет, пришедшими домой после войны, былыми школьниками.
Декабрь 1950

Справа - мой первый военный дружище, Володя Безгласный! Он и первый гость-однополчанин в моем городе. С ним и Васей Смирновым наводили весной 43-го первые телефонные линии на Северо-Кавказском фронте, что догнали, от Ставрополя, у самого Азовского моря, налаживая связь для нашего, из молодежи, края, сформиро-вавшегося 123-го Пограничного полка. А после взятия Харькова и курсов радистов, уже осенью, за Днепром, на 2-м Украинском, таскали по фронтовым дорогам (а чаще и без них!!!), почти пудовые упаковки новых РБМ-мок, но давали, уже для нашей части, надежную радиосвязь!
С родным полком, ранней весной 44-го, впервые вышли на север Молдавии - нашу западную границу. То был великий праздник и для нас, а еще больший, для всей нашей страны!

Там, на границе, закончили с Володей, да с былыми, подросшими ребятишками, с махоркой и самокрутками, предлинный остаток нашей службы.

Но военный строй друг не оставил! Окончил училище, уже лейтенант, с кортиком на поясе и командир целоговзвода молодых связистов летной части над Азовским морем!! Своей службой очень доволен!!!

Слева - новый друг, тоже Володя, из Дома пионеров. Самобытный, хороший художник, фронтовик. Он и привел меня к пионерам, после нашего знакомства! Там меня и оставили! Ведет художественные кружки, любит жизнь, просторы, водит ребятишек в «Дерезу», к протокам Кубани. Там рисует с ними природу в натуре. Кое-что оставил мне на память, наверно покажу!

Там же в «домике» нашелся и второй, самый быстрый и веселый друг - Василий Иванович Попандопуло! На пару лет моложе меня, но уже работающий учитель, всегда живой, с улыбкой и смехом ведет кружок юных шахматистов! Был частым гостем в нашей техкомнате. Помогал в постройке всех моделей кораблей и самолетов!
Конечно подружились. Да так и держались до конца. Вместе доучивались, вместе работали в школах и техникуме. Вместе трудились и отдыхали. А вскоре, вместе играли веселые роли в любительских спектаклях Дома учителя. Пригласила нас туда ростовская артистка - Элла Евгеньевна Горская (забросила ее в Черкесск война). Сцену, поболезни, ей пришлось бросить, но зато получила сразу две! Одну - в шумном Доме пионеров, вторую - в кругу их учителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Чего-то добился и я. Уже студент 2-го курса института - просвещение, видно, - вершина моих возможностей! Не бросил и кружковцев, пионеры - чудесный творческий материал! Почти на пустом месте построили уже с ними много действующих моделей моделей: морских, воздушных, сухопутных. На снимке 1 - кусочек электрической железной дороги по кольцу тянет настоящий электровоз - пассажирские «голубые вагоны», временами подавая сигналы и четко выполняя правила дорожного движения, подчиняясь строго светофору. Это больше всего нравилось юной публике!
Но главное - на фото 2. Рядом со мной и два моих первых строителя, тогда пионеров, спустя три десятка лет - уже больших дядей. Слева - инженер Черкесского Химзавода Борис Рощупкин и его друг Петр Смагин - капитан второго ранга, подводник из Ленинграда. Очень обрадовался, встретив их в старших классах СШ №8, куда ушел преподавателем через пару лет. Они стали там первыми кружковцами, строителями разных моделей, первой в области школьной коллективной радиостанции и радио-корреспондентами КЧАО.

Перейти на страницу 2