Встреча с радиолюбителем Егоровым Вячеславом Алексеевичем (ех UA3AB), первым председателем секции коротких волн Центрального радиоклуба Осавиахима (1946 г.)
Москва 2.02.96 г.
Вячеслав Алексеевич! В прошлом году мы отметили 100-летие со дня изобретения Радио и 50-летие Победы.
Вы являетесь ветераном Осавиахима, создателем, одним из организаторов создания Центрального радиоклуба в послевоенный период.
Пожалуйста, расскажите некоторые страницы Вашей биографии, о Вашем увлечении радиолюбительством и какая последующая жизнь была после того, как Вы увлеклись радиолюбительством, и как это радиолюбительство помогало в Вашей повседневной жизни.
Вся моя сознательная жизнь связана с радиотехникой. Я родился в 1917 году в Башкирии и уже в детские годы, начитавшись журналов (в то время выходили журналы «Радио всем» и «Радиолюбитель» , построил 1-й приемник: сначала неудачно, мой детекторный приемник по схеме Шапошникова просто не заработал. А вот следующий, ламповый, на одной микролампе по схеме Кубаркина, регенератор - заработал. Это было в 1932 году.
И с этого времени все пошло по радиотехническому пути. Надо сказать, что уже в то время я зачитывался разноцветными вкладышами в журнале «Радио всем», где описывались первые успехи Советских коротковолновиков.
Вот эта возможность связаться с другим на большом расстоянии, разговаривать с ним по радио было настолько фантастически, настолько привлекательно, что я, уже тогда не будучи еще опытным радиолюбителем, вообще, мечтал о такой возможности.
И уже в 1932 году мой регенератор, в котором я заменил катушки и конденсаторы контурные, уже принял на коротких волнах, правда, тогда не радиолюбителей еще, а радиовещательные станции.
Это был первый прием на коротких волнах.
В 1933 году я поехал в Самару и поступил в техникум связи. И вот там то началась моя настоящая радиолюбительская деятельность. Там я столкнулся с практической возможностью построить коротковолновый приемник в радиолаборатории техникума, а потом и построить передатчик в той же лаборатории.
В той же лаборатории был позывной UE-4 ОВ.
И вот в 1933-34 годах (не помню уже точно) была осуществлена первая радиосвязь с ульяновским коротковолновиком Анатолием Смышляевым U4OL.
А в 1934 году я имел уже свой позывной приемной радиостанции URS-1186, а в 1935 году получил уже позывной своей передающей радиостанции U4OH.
Этот позывной был в эфире заметен.
Об этом знают многие живущие сейчас коротковолновики. Например, Николай Валентинович Казанский хорошо помнит, как мы из Куйбышева с Казанью каждый выходной обменивались новостями на 40-метровом диапазоне.
Работа была очень активной. Мы устраивали регулярные трафики, пытались организовывать переклички коротковолновиков Поволжья и делали все, что делали коротковолновики в то время.
Я не только занимался эфирной работой. В техникуме организовал секцию коротких волн, начали обучать молодых студентов - первокурсников азбуке Морзе. Построили коллективную радиостанцию. Затем этот коллектив очень активно взялся за организацию городской секции коротких волн Осавиахима, и тоже построили коллективную радиостанцию UR4OA.
1938 год стал переломным в моей жизни. В это время я надумал поступать в высшее учебное заведение. Конечно, это должен был быть институт связи. Их было два в то время, заметных, по крайней мере - Московский институт инженеров связи и Ленинградский институт связи. И вот в выборе института сыграли короткие волны.
Дело в том, что мы из Куйбышева имели связи и с московскими коротковолновиками института связи и с ленинградскими коротковолновиками института связи. И когда я закидывал удочку о желании присоединиться к этим коллективам, то получал приглашения оттуда и отсюда.
Выбор пал на Московский институт инженеров связи (МИИС).
В 1938 году я приехал в Москву. Поступил в ВУЗ. Обосновался в общежитии института в Перловке, под Москвой.
И с этой Перловкой связаны самые лучшие воспоминания моей юности. И на первом месте, пожалуй, были увлечения короткими волнами.
В Перловке была коллективная радиостанция UКЗАН. Эта станция, этот позывной был очень хорошо известен в эфире. Это была радиостанция, на которой работали известные коротковолновики, студенты Московского института связи, большие энтузиасты коротких волн. И, прежде всего это был Костя Вильперт, Володя Пенкин. Были там Володя Гусев, поступивший вместе со мной, Митя Горбань и многие другие.
На этой станции мы проводили долгие часы, свободные от занятий, студенческих занятий. Участвовали в соревнованиях, в эстафетах, в перекличках. Станция UКЗАН, была очень популярной.
Одновременно пришлось вести и большую общественную работу в области коротких волн. Секция коротких волн Московского института связи была большим и хорошо организованным коллективом. В этой секции работали и эфирные спортивные кружки, и кружки по подготовке радистов-операторов, и кружки конструкторов. Организация этой работы проходила под эгидой Осавиахима.
Тогда Общество содействия авиахимической обороне страны (Осавиахим) - был шефом коротковолнового радиолюбительства, и в институте эта деятельность поддерживалась всячески. Мы же, коротковолновики, ну, что называется, разрывались на части.
И проводили время в конструировании аппаратуры передающей и приемной своей радиостанции, и разрабатывали конструкции популярных уже в то время ультракоротковолновых станций. Участвовали в выставках, проводили сами соревнования на наибольшую скорость приема знаков азбуки Морзе.
Активная работа секции коротких волн Московского института связи закончилась с наступлением войны.
В этом 1941 году эфир уже опустел. Многие европейские позывные заглохли совсем. В эфире часто появлялись какие-то пиратские, явно надуманные, позывные. Работать стало малоинтересно, и с наступлением военных месяцев прекратилась совсем.
Ну что сказать. Страна была в тяжелом положении. Многие коротковолновики ушли на фронт. Многие ушли в партизаны, многие работали по специальности. Сказалась их большая практика работы в области радиотехники.
И я в годы войны тоже проработал на радиоузле Наркомата связи.
Так прошли тяжелые военные годы. Но пришла светлая пора победы. Возобновилась учеба в институте. И первым нашим движением сердца было начать коротковолновую деятельность.
К этому времени, а именно весной 1946 года вышли известные Постановления правительства и центрального совета союза Осавиахима о возобновлении коротковолнового движения, коротковолновой работы, а стране. Я не ошибусь, если скажу, что одной из первых, если не первой в эфире появилась коллективная радиостанция Московского института инженеров связи. В то время большой коллектив студентов снова организовался в радиоклуб Московского института инженеров связи, построил радиостанцию, получил позывной, как и довоенный, но только с небольшим изменением ПАЗ КАН и началась, завертелась коротковолновая работа: опять соревнования, опять конструкторская деятельность, опять обучение радистов- операторов.
Институт связи со своей секцией коротких волн вставал на ноги. Я помню, как мы провели большое собрание студентов по поводу возобновления коротковолновой радиолюбительской работы. И на это собрание мы пригласили Героя Советского Союза Эрнста Теодоровича Кренкеля.
Помню, как мы приехали к нему на работу. Он работал тогда начальником Управления связи ГлавСевМорпути.
Пришли со страхом к нему в кабинет, думая что, ну сейчас нас прогонят просто, каких-то там студентов. Но нет. Мы встретили такой добрый, такой ласковый, такой радушный прием. Он нас обласкал всех и, конечно, охотно сказал, что приедет к нам на собрание и выступит с речью, что и было им сделано.
Я помню, успех был колоссальный, он рассказал о своей работе на полярной станции «Северный полюс», похвалил нас за то, что мы коротковолновики и не забыли нашей привязанности и снова начали активную общественную деятельность по созданию секции коротких волн. Рассказал нам, что намечается организация Центрального радиоклуба страны, и посоветовал нам, так сказать, подключиться активно к .этой работе по созданию радиоклуба, что мы потом и сделали.
Центральный и Московский радиоклуб. Их деятельность началась в 1946 году. Опираясь на актив коротковолновиков Москвы, руководство клуба и Центрального совета Осавиахима провело ряд совещаний и собраний коротковолновиков - радиолюбителей, многие из которых пришли с фронтов, из партизанских отрядов, из студенческих коллективов.
Был избран Центральный совет Центрального радиоклуба. Председателем Совета радиоклуба был избран Эрнст Теодорович Кренкель.
В клубе было несколько секций. Секция коротких волн, конструкторская секция, секция телевидения. На собрании меня избрали председателем секции коротких волн. Вся наша работа - это была, конечно, общественная работа.
Мы после работы собирались, ну если не каждый день, то через день в здании Центрального радиоклуба в Селиверстовом переулке на Сретенке. Как сейчас помню это подвальное помещение. Помогли в строительстве радиостанции Центрального радиоклуба, в установке антенны, оборудования. Эта станция UАЗКАВ в дальнейшем взяла на себя функции организатора всех эфирных мероприятий Центрального радиоклуба: проведение перекличек, организации всесоюзных соревнований, выработки Положения о соревнованиях, подведение итогов соревнований, контроль за правильностью проведения соревнований. Все это была деятельность секции коротких волн Центрального радиоклуба.
Центральный и Московский городской радиоклубы объединяли вскоре уже несколько сот коротковолновиков. Это были энтузиасты любительской радиосвязи. Среди них были высококвалифицированные мастера дальней связи, победители ряда соревнований, ветераны коротковолнового радиолюбительства, а также и большой отряд молодежи, овладевающий высотами операторского мастерства, снайперов эфира.
Я назову нескольких, наиболее активных членов Центрального и Московского радиоклубов, которые особенно были заметны в то время, первые годы после войны.
Ну, назову Константина Шульгина (позывной - UA3DA). Он первым из Советских коротковолновиков вышел в эфир после Великой Отечественной войны. Во время войны он был начальником войсковой радиостанции.
В секции коротких волн активно работал Николай Валентинович Казанский, Александр Коммодов - он вел раздел работы с начинающими коротковолновиками.
Мастер дальних связей Юрий Прозоровский - UA3AW - старейший коротковолновик, в то время был очень активен в эфире.
Борис Кравченко - UA3AX. Он был председателем совета Московского радиоклуба и одновременно членом бюро секции коротких волн Центрального радиоклуба. Виктор Ломанович - большой энтузиаст - коротковолновик. Во время Великой Отечественной войны он руководил радиосвязью партизанских соединений.
Я бы назвал еще Леонида Аккуратова, Андрея Снесарева, Бориса Ганушкина и других можно назвать товарищей, которые своей активной работой помогали становлению и радиоклуба и всего коротковолнового движения в стране после войны.
К этому времени я закончил институт, получил назначение на работу в Научно- исследовательскую организацию.
Вот тут-то и сказался в значительной степени тот большой опыт работы в области радиосвязи, в области конструирования, в области освоения новых частотных диапазонов, который мне дало радиолюбительство.
Радио стало моей профессией, но радиолюбительство крепко поддержало меня в этом становлении. Поэтому, когда я начал работать в новой организации, я не чувствовал себя новичком. Наоборот, я почувствовал, что я способен включиться в серьезную работу, которую проводил институт в то время.
Так оно и получилось. Новая техника, освоение новых систем, разработка новой аппаратуры, проведение научно-исследовательских работ, в дальнейшем опытно- конструкторских работ, сначала в должности рядового инженера-исполнителя, затем в должности помощника руководителя работ, а в дальнейшем в должности самостоятельного руководителя работ и главного конструктора.
Новая работа, а также работа над диссертацией потребовала большой затраты сил и времени.
К тому же работа была связана с длительными командировками, с разъездами. Коротким волнам уделять время, много времени стало уже просто невозможно, а числиться «мертвой душой» в эфире не мог.
Поэтому в 1955 году мне пришлось, скрипя сердцем, распроститься со своим позывным UA3AB и отдать свои силы главным образом производственной работе. Но с короткими волнами я не порвал все-таки.
Коротковолновый приемник у меня стоит до сих пор и время от времени я пробегаю по диапазонам, слышу знакомые позывные, в том числе позывной Алексея Германовича Рекача, Константина Ивановича Вильперта, прослушивал их ежевоскресный трафик, иногда пытаюсь найти DX-ов. В Москве это стало практически невозможно. Слежу за журналом «Радио». Но, конечно эта работа уже пассивная.
Тем не менее романтика коротких волн меня не оставляет ни на один день и всегда когда удается встретиться с коротковолновиками и когда вспоминаем минувшие дни, то становиться немножко обидно, что в руке нет ключа, а на голове не надеты наушники. Ну что ж, жизнь такова, что приходиться мириться с обстоятельствами. Тем не менее, я всегда считал себя коротковолновиком и считаю, им и по сей день.
Вячеслав Алексеевич! Я рад, что судьба меня свела с Вами. Это благодаря проведению мероприятий, посвященных 100-летию Радио, которые проводились в помещении Центрального радиоклуба в мае прошлого года и благодаря личному знакомству, нашей этой первой встрече.
Спасибо Вам за те воспоминания и я надеюсь, что эта не последняя наша встреча. Я думаю, что при очередных встречах Вы вспомните некоторые эпизоды, вспомните тех товарищей, которые Вас окружали, с кем судьба свела Вас на жизненном пути.
В тоже время, я думаю, что это будет очень полезно для молодежи, для тех лиц, которые собираются посвятить себя романтике радиолюбительства, романтике радиоспециалиста, тем более что сейчас техника довольно-таки интересная и те задумки, которые когда-то были в мыслях, они уже воплощены в жизни. Сейчас средства связи, средства космической связи, они вышли на новый уровень.
Я думаю, те знания, которые приобретут радиолюбители в процессе освоения радиолюбительства, они помогут освоению границ радиотехники, современной техники. Большое спасибо Вам за гостеприимство, за Ваш рассказ.
Вам спасибо.
Москва 2.02.96г.