Проблемы одни - решения разные?

На протяжении последних лет, начиная с начала ХХI века, в нашем радиолюбительском сообществе ведется постоянная дискуссия по вопросу приобщения новых молодых людей к любительскому радио и беспроводной связи. Приводятся различные примеры хороших результатов в отдельных средних и высших учебных заведениях, где благодаря энтузиастам - радиолюбителям созданы и работают радиокружки или коллективные радиостанции. Однако эта проблема остается исключительно острой в стране, включая Москву и, безусловно, актуальна и для нашего клуба, о чем говорилось на последней отчетно-выборной конференции в Москве в марте с.г.
Естественно, что эта тенденция имеет глобальный масштаб, в связи с чем, интерес представляет опыт работы ARRL в решении этой проблемы. Изложенная ниже информация по разработанной программе может быть полезна, безусловно, с учетом наших условий и существующих проблем. Автор надеется, что реакция наших радиолюбителей позволит конкретизировать и активировать разработку единого плана работы, который мог бы хотя бы частично способствовать решению существующей проблемы. Статистика последних лет в США показывает, что, несмотря на довольно внушительное количество выбывших за последние годы американских радиолюбителей ("SK"), которое регулярно публикуется в журнале «QST», общее количество действующих на основании лицензий операторов не имеет катастрофического падения. И в этом процессе сказывается положительное влияние программы «Радиолюбительское Образование и Технологии».

«Радиолюбительское Образование и Технологии»

Программа "Радиолюбительское Образование и Технологии" родилась в 2000 году как активное средство для использования Любительского радио с целью решения двух образовательных проблем США:
1) улучшить опыт обучения любознательных учеников и студентов в их стремлении к активному участию к получению знаний и опыта в науке, математике, иностранных языках и искусстве общения, а также и в социальных исследованиях;
2) подготовить грамотное, имеющее уже определенный опыт, в том числе и в новых технологиях, молодое поколение в качестве рабочей силы на будущее;
И в качестве естественной цели № 3 еще одна цель программы - обеспечить рост численности любительского Радио за счет нового поколения радиолюбителей, познакомив молодёжь с его сервисом и традициями.
Цель состояла в том, чтобы иметь 300 школ по всей стране, участвующих в этой программе к 2006 году. Оцененная в США в размере $1,000,000 эта многоступенчатая и многофазовая программа с самого начала предполагала и начала осуществляться на основе партнерских отношений между преподавателями и радиолюбителями в качестве наставников в классах, в виде программы дополнительных знаний и внешкольного обучения учащихся.
Крупные взносы в 2000 и 2001 годах на общую сумму почти 140 000 долл.США от нескольких экстраординарных личностей помогли сделать эту мечту реальностью:
Фонд Бранденбург Жизни; Кей Крэйги, WT3P; Крейги Картер, N3AO; Walter Craigie; Jim Dicso, K2SZ; Bob Heil, K9EID (of Heil Sound); Роберт Лис, W3ZQN; Роберт Шутц, W2BDG, и гранты от Фонда ARRL и Фонд "Грифон". А в 2002 году почти 3500 членов ARRL внесли свой вклад в сумме более 205 000 $для программы, доведение общего объема финансирования до 345 000 долл.
Как работает программа?
Программа «Радиолюбительское Образование и Технологии» составлена на основе тесного партнерства школ, педагогов и наставников - радиолюбителей, которые представляют Любительское Радио в жизнь средних школ в различных образовательных сценариях. Для учителей обучение по программе бесплатное. Специально для этого были разработаны и отправлены в школы шесть основных компонентов:
-- Информирование образовательного сообщества. Оно включает в себя ознакомление учителей с Радиолюбительским Образованием и Технологиями.
Программа ведется в виде образовательных конференций, аналогичным тем, которые спонсируются и проводятся Национальной Ассоциацией Учителей Науки (NSTA), Национальным Советом учителей Математики (NCTM) и Международной Ассоциации Технологического Образования (ITEA). В активном продвижении программы также участвуют волонтеры, которые представляют информацию на местных, государственных и региональных образовательных конференциях.
-- Книжная полка класса, библиотечный ресурс, включает 18 избранных публикаций ARRL для оказания помощи учителям в предоставлении информации своим ученикам (учащимся и студентам). Она включает в себя технические пособия, учебные материалы, лицензионные пособия и приключенческий рассказ о Любительском Радио для молодежи. С целью формирования партнерских отношений между школами и местным Радиолюбительским клубом, авторы программы просили местные клубы закупить комплекты классных книжных полок для школ. Все книги были уценены, таким образом, чтобы школа практически получила материалы на сумму более $ 300 за комплект стоимостью в $200.
-- Онлайн-Справочник - это Веб-сайт On-Line Sourcebook с информацией и ценными идеями для учителей и других лиц, заинтересованных в работе с молодежью. На веб-сайте, учителя смогли найти учебные материалы и мероприятия, идеи для привлечения молодежи, информацию о грантах, стипендиях, наградах и сертификатах. Они также были информированы о порядке регистрации их школы, чтобы поговорить с космонавтами на Международной космической станции. Информация была разработана и представлена на ARRLWeb (www.arrl.org/ead и www.arrl.org/FandES/ead/ ), при этом учителя и другие лица, которые работали с молодыми людьми по этой программе, могли и могут получить доступ к сайту бесплатно.
-- Гранты Прогресс с лимитом в 500 долл.США были доступны для школ, которые уже начали работу с программой о Любительском радио для своих учащихся. Цель Гранта Прогресс - оказать материальную помощь учителям по содержанию и обслуживанию радиостанций в их школах, обновление программного обеспечения или закупки различных расходных материалов, расходы на которые часто ложатся на личный бюджет преподавателя.
-- Книга «Руководство Радиолабораторией» является практическим руководством для классных учителей, которое практически является руководством для демонстрации и передачи опыта с целью привлечения молодых радиолюбителей и конкретного опыта прослушивания КВ связей учащимися. В абсолютно понятном формате изложения, данное руководство Радио лабораторией включает информацию, рекомендации, ресурсы и учебные программы в средней школе с текстом, планами занятий и мероприятиями по настоящей программе. Это руководство также включает в себя информацию о безопасности, предложения по обустройству школьного радиоцентра (лаборатории) и предлагаемые адаптации для учащихся с физическими недостатками. Этот справочник был разработан группой преподавателей, представляющих практически все штаты США с учетом различных местных требований.
  -- "Станции в школах"
ARRL не просто начала разговор на эту тему и разработала программу, но пошла в школы своими ногами! В рамках этой программы каждая пилотная школа получила на бесплатной основе полный комплект любительской радиостанции, в том числе трансивер, блок питания, антенну, коаксиальный кабель и разъемы! С учетом разного уровня школам было рекомендовано выбрать комплект оборудования, который максимально обеспечил бы им положительные результаты для достижения всех поставленных программой целей.

*На каком этапе мы находимся?
Как упоминалось выше, на первом этапе было 18 пилотных школ и еще 8 школ, которые получили Гранты Прогресса. Т.е. в общей сложности 26 школ на первом этапе были вовлечены в программу «Радиолюбительское Образование и Технологии». Первая группа - семь пилотных школ получили свое оборудование в январе 2002 года. Вторая группа - 11 пилотных школ получили оборудование в мае того же года, незадолго до окончания учебного года. В то же время были распределены и гранты прогресс, что дало возможность всем школам получить свои материалы вовремя перед следующим учебным годом.

*Где находятся школы, в которых началась учеба по программе Радиолюбительское Образование и Технологии»?
Практически школы оказались географически удачно распределены повсеместно в США. Упомянутые школы получили техническую библиотеку, проект учебного плана и полный комплект любительской радиостанции. Школы используют один из трех видов поставляемых программ обучения: а) включение в учебный план; б) программа дополнительных знаний в школе; в) программа дополнительных знаний после школы. Следует отметить, что школы столь же разнообразны, как и районы страны, в которых они находятся. Практически они представляют весь спектр социально-экономических уровней и культуры американского Общества.
В проекте участвуют начальные, средние школы и колледжи и ряд институтов. Некоторые из них являются публичными, некоторые из них частные, некоторые в городах, некоторые в пригородах и другие, как школа Stenhekin внутри Штат Вашингтон, находятся в отдаленных районах. Общий интерес и общие цели связывает их - это готовность использовать Любительское Радио как образовательный ресурс в своих школах. Некоторые школы используют Любительское Радио как образовательный инструмент уже в течение многих лет. Для этих школ Программа предлагает помощь в виде грантов прогресса. Эти субсидии идут на модернизацию оборудования, поддержку существующего оборудования школы, приобретения руководства для получения лицензий и других печатных пособий и публикаций по беспроводной связи, а также на приобретения соответствующих кабелей и антенны.

*Как же найти такую школу, в которой уже работает Любительское Радио?
Формирование или рождение радиолюбительского класса или клуба в школе, как правило, не решается руководством школы. Обычно эта инициатива исходит от учителя внутри школы, который должен решить для себя делить ли его или ее хобби со своими учениками или нет.
Для успешного решения при доброй воле руководителя школы возможно убедить школьную общественность и реализовать Программу любительского радио, найти местного учителя - радиолюбителя, который будет наставником и начать изучение по программе!
Кстати, необходимо отметить, что школьные учителя могут и не быть радиолюбителями. Учителя без соответствующей радиолюбительской лицензии могут предложить учащимся курс любительского Радио в качестве дополнительных знаний. Эти программы дополнительных знаний могут быть предложены во время учебного дня школы или как дополнительная программа после школьных уроков. А с учетом соответствующих целей Программы, включая и работу в эфире с помощью полученного комплекта аппаратуры, потребуется приглашение лицензированных энтузиастов - радиолюбителей для участия в проведении занятий в школе несколько раз в неделю. Обычно один учитель в школе отвечает за проведение занятий по Программе и курирует волонтеров - радиолюбителей. Здесь местный радиоклуб клуб может играть ключевую роль. Он лучше всех знает своих членов клуба и ораторские возможности каждого из них с учетом необходимости проведения лекционной работы среди учащихся.

*Что дальше?
С учетом пройденного пути уже сложилась традиция, что перед новым учебным годом заявления о готовности включения школы в Программу "Радиолюбительское Образование и Технологии" от новых школ направляются в программный Комитет с тем, чтобы начальный этап финансирования конкретного календарного года был представлен в приемную комиссию не позднее 1 ноября. Программный Комитет делает свой ежегодный выбор с учетом бюджета и школы получают решение в виде уведомления в декабре или январе. На основании решения новые пилотные школы включаются в проект и сразу имеют возможность получить свое оборудование и им рекомендовано присоединиться к деятельности групп школ, которые уже ведут курс и имеют определенный опыт по выполнению Программы "Радиолюбительское Образование и Технологии".

Необходимо отметить, что для оптимизации программы в течение первых двух лет в 2002-2003 гг все школы-участники были дополнительно проверены по выполнению условий учебной программы. Благодаря этому, учителя получили активный доступ к разработке учебной программы путем пересмотра текста, планов занятий, мероприятий и проектов, составлению рекомендаций по изменению, удалению определенных и добавлению новых элементов. Отредактированный с учетом всех замечаний и рекомендаций окончательный учебный план был готов к 2003-2004 учебному году для всех школ - участников и соответственно планы Программы ARRL «Любительское Радио Образование & Технологии» были размещены на веб-сайте www.arrl.org/FandES/tbp.
Принимая во внимание первые успехи по внедрению программы в школы, ARRL хотела расширить группу участников программы до 100 школ уже в 2003-2004 учебном году, однако во многом подобные шаги были ограничены бюджетом. Поэтому руководитель ARRL. Мэри Хобарт, (K1MMH), являясь директором по развитию ARRL, неустанно работала по поиску дополнительных пожертвований членов ARRL и новых меценатов среди компаний и граждан США для финансирования этого расширения.
В соответствии с прогнозом ожидалось, что при дополнительном финансировании к 2006 году удастся увеличить количество школ до 300 по всей стране.
Во всех структурах, ответственных за образование и воспитание молодого поколения в стране, куда была направлена Программа «Любительское Радио «Образование и Технологии», отметили, что программа действительно представляет интерес, обоснована учебной программой, планами по изучению беспроводной связи, подчеркивая интеграцию технологий, математику, науку, географию, грамматику письма и разговорной речи, воспитания социальной ответственности молодого поколения в рамках глобального сообщества.

Шувалов Л.А. (UA3ADW)

ПРОДОЛЖЕНИЕ