сообщений: 3
Зарегистрирован: 10 июля 2013
|
#511 Размещено: 11 июля 2013 20:55
Всем хорош был этот приёмник – и красивый, и приём хороший, и звук приличный. Немало побродил я по эфиру, принимая даже такие экзотические р/станции, как Радио Кито, это столица Эквадора, страна, расположенная прямо напротив Москвы через земной шар. Слушал Токио, Тегеран, Южную Африку (позывные – птица-пересмешник). Но ведь были же и ещё лучшие р/приёмники. Технической вершиной в ламповом радиоаппаратостроении был р/приёмник "Фестиваль" рижского радиозавода им. А. Попова. Псевдостереофоническое звучание, выносной пульт управления, УКВ-диапазон, клавишное переключение. Я мечтал – мечтал, да и купил! Сказать – легко, а сколько я к этому шёл. Ведь я на эти деньги мог купить мотоцикл! В подробностях помню тот день, когда я на такси привёз его из магазина на ул. Горького (даже мальчишку-продавца помню), распаковал, установил на стол, а послушать не успел – опаздывал на работу в вечернюю смену. Запах лака, матовое свечение клавиш слоновой кости, зелёный "глаз" индикатора настройки – всё это так радостно возбуждало меня. И как же я ждал конца рабочей смены, чтобы бежать домой! У меня за спиной уже были радиокурсы, и я таки исхитрился добавить в него ещё одну (13-ую!) р/лампу, видимо, улучшающую приём. Потом были эксперименты с КВ-конвертером, что превращало мой "Фестиваль" в супер-классный приёмник с двойным преобразованием промежуточной частоты (кто знает, что это такое, тот меня поймёт).
Хорошо он мне послужил, верой и правдой. Но пришло новое время, появилась стереофония, и "Фестиваль" я по объявлению в газете продал за символическую цену двум юношам из области, которые собирали раритетную радиоаппаратуру для реставрации. Если бы не теснота, не бытовые неустройства, разве бы я расстался с ним? Теперь он виртуально присутствует у меня в качестве заставки на экране монитора. Я скачал сайт "Ламповые радиоприёмники" и с большим удовольствием рассматриваю старые конструкции, радиодетали, описания. Ностальгия!
Вольт в сторону.
Для тех, кто может усомниться в правдивости моих слов о том, что я слышал Радио Кито на обычном, не профессиональном, широковещательном приёмнике (велась передача на русском языке, кажется, религиозного содержания), могу привести не менее удивительный случай (правда, из другой оперы, но всё равно показательно). В то, что на входе в метро живой контроллёр надрывал у пассажира бумажный билетик, это ещё можно допустить (это было так давно, ещё до эры автоматических турникетов), но чтобы по вагонам ходил контроллёр и проверял наличие билета на руках (на нём же было написано: "Сохранять до конца поездки"), в это трудно поверить. Но это было, и было это со мной, правда, всего один-единственный раз, хотя я всю жизнь ездил на метро. Меня, слава богу, зовут не барон Мюнхгаузен.
Сейчас у меня классный транзисторный приёмник с массой всяческих достоинств, но нет той романтики поиска интересных станций в эфире. КВ-диапазон стал неинтересен, он сплошь забит китайским радио. Всё радиовещание сместилось в ЧМ-диапазон, плотно забитый всякого рода настырной, развязной развлекаловкой. Я, в основном, слушаю музыкальную р/станцию "Орфей", единственное место в эфире, где ещё можно услышать настоящую, классическую музыку.
От примитивных детекторных до интернет-приёмников довелось мне дожить. Не поддаётся учёту количество р/станций, разбросанных по всему свету, вплоть до Антарктиды, которые сегодня можно услышать на высоком уровне звучания и без никаких тебе помех.
Теперь о том, что стало причиной, пробудившей мои воспоминания. Бродя по Сети, нашёл сайт "Московский радиоклуб", с огромным интересом прочитал воспоминания Лабутина, где приводятся имена – Казанский, Гаухман… Мне посчастливилось быть курсантом радиошколы, занятия в которой вёл легендарный Рэм Гаухман.
Осенью 1957 года я узнал, что на соседней улице (Мироновская, что в районе м. Семёновская) открылась р/школа, идёт запись на обучение радиодела. Нимало не мешкая, я записался на курсы и с удовольствием приступил к занятиям. Это я уже значительно потом узнал, что у него учились известные впоследствии DX-радисты. А для меня он был интересным тренером, фантастически преданным любимому делу. Школа только-только открылась, и мы, слушатели, немножко поучаствовали в дооборудовании класса. Обучались мы приёму и передаче телеграфных радиосообщений по азбуке Морзе. Усвоение азбуки давалось не просто, требовало внимания и терпения. Рэм терпеливо работал с каждым из нас, "ставил руку" на ключе, приучал нас к тому, чтобы не подсчитывать количество точек-тире, а узнавать букву по её звучанию. Наличие музыкального слуха в этом деле – крайне желательно. В то время как мы медленно и неуверенно выстукивали наши упражнения, он иногда давал нам пример настоящей работы на ключе. Класс! Это было нечто невероятное. Сплошной, непрерывный поток сигналов, в котором наши нетренированные уши не могли различить ни одного знака. Нам такого уровня никогда не достигнуть. Но это же Мастер! Рэм посмеивался: "Всё зависит от вас. Всё в ваших руках."
|