Встреча с радиолюбителем
Казанским Николаем Валентиновичам (UA3AF).
Воспоминания о Э.Т.Кренкеле.


Н.К. На Северном Полюсе была создана (эксплуатировалась) радиостанция, созданная Львом Абрамовичем Гаухманом.
Н.К. Это лаборатория принадлежащая Ленинградскому ОГПУ. Там была создана группа из коротковолновиков под руководством Л.А. Гаухмана, туда входил Н.Н.Стромилов, Ковалев и другие.
Они разработали радиостанцию, которая эксплуатировалась на Северном Полюсе. Кстати, потом они делали и для него станцию, на которой он работал сам (Кренкель - Е.Б.). В 1946 г, 21 июля были проведены первые радиосоревнования на Первенство ЦРК.
Е.Б. Это 1-ые соревнования?
Н.К. Да, они в ранге ЦРК только.
Е.Б. Какое количество участников было, как это все было организовано? С чего начиналось? Н.К. Самое главное было собрать км. Там надо было провести наибольшее количество связей и перекрыть максимум расстояния, т.е. каждая связь оценивалась в километрах.
Москва- Рио-де-Жанейро - 9 тыс.км. и т.д.
Я провел, по-моему, 37 связей. Ну, а сколько км. набрал, я уже не помню.
Е.Б. Но, во всяком случае, Вы запомнили определенно, что вы были 1-м чемпионом - 1-ое место. Самое главное. Вот это не забыть. Самое главное.
Н.К. Да, да. Это я помню. Все я помню. Все хорошо.
Дело в том, что итоги подводили не сразу. Все участники собрались в ЦРК, и затем уехали в Сокольники все вместе, посидели в ресторане. Потом пошли слушать, какая там в Зеленом парке оперетта и я спокойненько спал, т.к. всю ночь работали.
Е.Б. Данная ситуация мне знакома. Потому что, когда-то вот я пытался выполнить условия норматива 1 разряда, у меня все как-то не получалось (не высылали отчеты, или высылали с опозданием отчеты участники и естественно связи не подтверждали). В конце концов, я решил для себя сначала я выполню норматив за 1 час, а затем за 2,6,12 часов. Работал в общей сложности 18 часов. И вот в б часов вечера в январе месяце (первенство Союза) ко мне пришел товарищ и говорит: - Пойдем в Лужники и посмотрим там концерт мастеров искусств. Концерт давала для студентов как раз - 20-е число января - студенческие каникулы начались.
Я с ним пошел. Так вот там выступал, как сейчас помню Леонид Утесов (еще даже его дочь выступала вместе с ним).
Он, приятель, спрашивает как играют? Я говорю: - что? А у меня в ушах все стояли эти соревнования, вызовы, и, вообще, помехи различные, т.е. я это ощущал.
Н.К. Но это было все-таки интересно. Такие соревнования можно провести на базе любого и районного радиоклуба, любой организации, т. е. они не представляют какой-то сложности в их подготовке. Абсолютно, 0iи интересны и тем, что ведь сразу можно подвести итоги.
А ведь Вам известно, не редко бывает у нас, соревнования сегодня провели, а результаты узнаем через год. Да. Потом люди уже забывать начинают. Принимали ли они участие в этих соревнованиях и т.п. Это, конечно, встречается, хотя у нас есть нормы, сроки, в какой период надо отсудить эти соревнования. Но эти сроки нередко срываются.
Я думаю, что здесь виноваты мы сами.
Вот я судил районные соревнования (там было участников около 70), но я за месяц все это сделал и сдал уже итоги.
Ну, у Вас, конечно, есть опыт, и в общем, конечно, количество участников здесь громадное. Да и потом дело вот в чем, чем интересно? Здесь положение таково, что связи можно проводить каждые 2 часа. Вы знаете, я посмотрел - в 5 часов провел связь. Следующая, значит, через 2 часа. Через 2 провел, затем еще через 2 часа. Я смотрю с 8 часов. И я не все подряд смотрю. И потом все же опыт большую роль играет без сомнения.
Н.К. И потом участники одни и те же. И тем более у них все отработано, знают Положение. У них практически ошибок не бывает. У нас обычно впереди кто идет? UN5NG - это Алма-Ата. Все первые места среди индивидуалов или RZ9UA - Кемеровская обл. - эта Павел Иванович, либо RW9IL. Все - известные. Только меняются местами.
Но вот помните в свое время либо Румянцев (UA1DZ), либо Костя Хачатуров. Да Хачатуров. Да, конечно, они были сильнее на голову других.
Не знаю, может быть, во мне ностальгическое чувство говорит. Но вот Костя в этот раз на чемпионате в Тихорецке выступил.
Он, как оператор, очень сильный соперник, грамотный, волевой, настойчивый - это не отнимешь.
В городском клубе всю власть завоевал. Я получил Приглашение.
Председатель секции КВ - К. Хачатуров. Председатель совета - К.Хачатуров. И видимо будет отчитываться и за ревизионную комиссию тоже. Ничего не остается делать.
Е.Б. Николай Валентинович! В следующем году у нас будет юбилей Осовиахима?
Н.К. Да. Дело в том, что в 1927 r. оно объединило два общества добролетов и образовали как раз общество Осоавиахим.
Е.Б. Вы фактически стояли у руля.
Н.К. Мне было тогда 11 лет.
Е.Б. - Тем не менее, Вы же с 10 лет начинали и, волей или не волей, конечно, касались. Н.К. Ну, что Вы! Но под руководством, в конце концов, тех людей. Я начал свой путь с организации Общества Друзей Радио (ОДР). Там в Казани, Вот там я познакомился в 1929 году. Потом Общество Друзей Радио было на общественных началах. Я работал в Радиокомитете в Казани. Потом я попал в Москву. В это время (как раз в Казани я был) Общество Друзей Радио было ликвидировано Решением Бюро.
И был создан Радиокомитет.
Начал свой путь не с любительской работы, а начальником технической консультации. Тогда существовал Радиокомитет. Очень интересная вещь. С большим удовольствием, очень сложная работа, но очень много мне дала.
Потом, когда началась война, поскольку у меня состояние здоровья (я был белобилетником) мне пришлось заниматься, и когда всю спортивную или, вернее сказать, радиолюбительскую работу решили превратить в бюро. Все штатные единицы Союза это порядка 100 человек и сектор радиолiо6ительетва. Я был там начальником отдела радиолюбительства. Я, там, в Москве очень недолго был, потому что, как Вы знаете, как раз в сентябре месяце выехал в оперативную группу, меня отправили туда, и я полностью переключился на подготовку радистов для фронта. Мне пришлось подготовить программу (156 часов).
Выпускали радистов, принимающих 60 знаков. Потом их отправляли в школы военные и они проходили военное дело (учились стрелять, налаживать радиосвязь и т.д.)
Очень большая школа, которая готовила для спецподразделений и другой работы - в Горьком. А она, в основном, питалась из Московской школы - Олесь Григорьевич Козырь, который возглавлял.
Часто выходило так. Приезжал с фронта какой-то товарищ в школу радистов.
Очень много наших радиолюбителей было. Память подводит. Забыл я фамилию того из Центрального штаба майора, с которым в первые годы войны искали коротковолновиков, которые попали не по назначению (телефонисты, обслуживавшие кабельную линию и т.п.) Мы, во всяком случае, смогли установить, смогли дать целый ряд - Стромилов попал также, Камалягин А.Ф. и целый ряд других.
Тогда специально сортировали для связи Генерального штаба.
Затем уже повторно занимался подготовкой радистов до 1945 года.
В 1945 г. война кончилась, и встал вопрос о радиолюбительстве.
И вот первой моей большой работой, которая для меня очень дорога - это была подготовка Постановления и распоряжения Совета Народных комиссаров по подготовке Решения в области работы в радиолюбительском эфире.
9 марта 1946 г. такое распоряжение N 2433Р вышло за подписью В.М.Молотова, разрешающее членам Осоавиахима вести работу а радиолюбительском коротковолновом эфире.
А там обязывались войска связи оказывать содействие радиолюбителям, Министерство связи.
Вот этот такой сложный, большой путь. В марте же было принято Постановление Центрального Совета Союза Осоавиахима, которое называлось "О6 открытии радиоклубов". Были открыты, первые радиоклубы, в том числе, Центральный радиоклуб.
Это было в самом Постановлении. А так сказать, сам Центральный радиоклуб официально для народа был открыт 29 сентября 1946 года, но это было такое праздничное открытие.
Но надо сказать, что тогда было очень интересно. Клуб жил такой, знаете, живой бурной жизнью. Все радисты, коротковолновики, кто, знал о том, что такое радиоклуб после войны, собрались в радиоклуб во главе со Славой Егоровым. Вот он вел, возглавил там секцию коротких волн. Теодор Абрамович Гаухман, он вообще телевизионщик. Лев Абрамович - тот организатор был, между прочим. Вот он возглавил тогда секцию телевизионную. Ну, там проводили интересные вечера. Коротковолновики по своим делам, как DX и прочее. А для их жен приглашали парикмахера и, как теперь называют тех, кто занимается костюмами (модельерами).
Чтобы они видели, что их мужья не пьянствовали, а занимались своим делом. Фильмы были , буфетик и все такое. Это, надо сказать, очень сильно оживляло работу и привлекало людей. И появились вот тогда и женщины-коротковолновики. Папина, Аня Волкова из Новосибирска. Это позже.
А вот дело в том, что короткие волны были самыми престижными. И тут же началось прием - передача.
Уже в 1946 году были проведены 1-е соревнования по приему-передаче радиограмм. Причем тогда их проводили своеобразно. Передавалась на вещательных радиостанциях радиограмма (текст) и они присылали в Москву и из них отбирались 25 Человек, которые показали лучшие результаты.
И вот первые такие соревнования привлекли как раз довольно интересные, в там числе появился тогда как раз Федор Васильевич Росляков, Лебедева из Ленинграда, Гришу Рассадина и много других.
Ну когда прошел отборочный, тогда они приехали сами на соревнования, допускались только те, кто принял радиограмму со скоростью 200 знаков в минуту.
Тогда все это осуществлялось по Парису. Вы знаете о6 этом?
Е.Б. Да это я в курсе. С Алексеем Германовичем беседовал об этом.
Н.К. - На самом деле скорость была несколько меньше, и те, кто не укладывался, уехали. Во всяком случае, эти соревнования привлекли буквально тысячи людей. Более 4 тысяч писем было получено.
В сентябре месяце 1946 г. уже было проведено 1-ое первенство. Тогда много участвовало. Активно участвовали. И затем уже работа пошла по компасу, т.е. каждое направление: конструкторы - свое, коротковолновики - свое, скоростники - свое, многоборцы и «охота на лис» тоже.
Тогда мы с журналом "Радио" занимались поиском системы, как пойти дальше, как можно больше привлечь. И вот одной из таких первых задач было привлечь в журнал "Радио".
Вот тогда обнаружили Антонину Семенову из Свердловска, прекрасного коротковолновика, еще целый ряд женщин, которые, правда, не оказались одень долговременными, но, во всяком случае, мы смогли начать проводить первые соревнования женщин.
Ну что еще тогда. Тогда, так сказать, радиолюбительство, советское радиолюбительство, надо прямо сказать, оно из основных задач своих считало не то, что я занимаюсь поиском DX, принимаю радиограммы.
Искали мы общественные дела, чем заняться. После войны, как Вам известно, часть России оказалась не радиофицирована.
И тогда опять по призыву журнала "Радио" с Центральным радиоклубом вместе началась такая битва с установкой радиофикации, со знанием аппаратуры, с установкой радиоточек, детекторных приемников. Может быть, сейчас это не звучит, но тогда этого ничего не было. Голод, холод.
Ближе уже к центру, когда заработали первые радиотелевизионные станции в Москве. Это сразу вызвало волну создания любительских телецентров в крупных областных центрах, в Казани, Калуге, Красноярска, Владивостоке. Во всяком случае, уже через 3-4 года их действовало более 100. Министерство связи начало предъявлять нам претензии. Почему? Круг зрителей быстро возрастал, а эти бедные телецентры любительские ничего не могли передавать, кроме, как только программы, которые передавал Осоавиахим. И естественно, сегодня Осоавиахим, завтра Осовиахим и после завтра Осовиахим. Начинают жаловаться куда то. Они не знали, что это делали радиолюбители, жаловались во все концы.
Из больших работ послевоенных, в которых мы участвовали. Это участие в составлении карты электропроводимости почвы, которая необходима для правильного размещения телецентров, вещательных центров на территории. Надо сказать, что когда этим делом просили заняться Академию Наук, то она запросила там 10-100 млн.руб. Дошло это до нашего слуха. Явились мы туда. Министерство связи выделило 3 миллиона долларов. Практически карта была сделана вместо 5 лет за 3 года. Это большая такая работа. Мне пришлось присутствовать при очень интересном заседании.
Как-то вызывает Председатель ЦК ДОСААФ Павел Алексеевич Белов, генерал-полковник. Говорит, тов.Казанский, мы с Вами поедем за город. По какому вопросу? Там узнаете. Сели, поехали. Приехали. Это был город Калининград. Там немножко, рядышком с ним. Какая-то организация. Туда въехали. С меня взяли справку-подписку о том, что я не буду разглашать. Оказалось - это заседание Государственной комиссии, которая решала вопрос о запуске первого искусственного спутника Земли. Ну, среди общих всяких вопросов возник вопрос, о тот, о получении своевременной информации, о том, что он вышел и заработал, и чтобы об этом не сказали американцы. Но когда этот вопрос задали представителям Министерства связи, они сказали, надо было пораньше сказать. Ну, я тогда был значительно моложе, как вы сами понимаете, это были 50-е годы. Мне было 30 лет. Я генералу шепчу - полчаса. Он это - бряк. Все конечно - Да. У Вас народа много. Очень активные все ваши люди.
Но когда мы ехали обратно, генерал мне выдал по 1-ое число, за эту идею. Ну, вот теперь делай.
Но, во-первых, мы решили узнать официальную траекторию. Заслали наших товарищей в те места, где, судя по всему, возможно прохождение спутников.
Все это сделали, конечно. Радиолюбители поднялись во всю.

Перейти на страницу №2