Публикация посвящается 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Павлова Нина Александровна
Супруга защитника Сталинграда, легендарного Дома Павлова, сержанта Якова Федотовича Павлова.
По приглашению Волгоградской областной Федерации радиоспорта (ФРС) Павлова Н. А. приняла участие в мероприятиях, посвященных 50-летию завершения Сталинградской битвы, проводившихся в городе Волгограде с 30.01 по 03. 02.93 г.
3 февраля 1993 года состоялась беседа Павловой Н. А. с участием членов центрального штаба радиоэкспедиции «Победа» Богомолова Е. В. UA3IJ и Полтавца В. В. (UA4AM)
Богомолов Е. В. :
Уважаемая Нина Александровна! В эти дни народы нашей страны отмечают юбилей - 50-летие завершения Сталинградской битвы. Много участников, гостей присутствуют сегодня в Сталинграде.
Родина должна помнить своих героев. Вы являетесь супругой сержанта Якова Федотовича Павлова. Хотелось бы от Вас услышать несколько слов о нем, о Человеке.
Павлова Н. А. :
Что же о нем рассказать. Это самый простой, советский человек, с самой обыкновенной, типичной биографией.
Родился В 1917 году. Когда-то говорили это ровесник Октября, потому что он родился 17 октября в деревне, это раньше была Ленинградская область, теперь Новгородская область в крестьянской семье. Работал в колхозе, помогал отцу. Потом, так как был смышленый парнишка, его сделали счетоводом (сначала возил молоко на сливной пункт, потом стал счетоводом), счетоводом-бухгалтером и вот с этой работы колхозной его призвали в армию в 1938 году. Не успел он демобилизоваться, как началась война.
Таким образом, он служил с 1938 года по 1946 год, потому что осенью 1946 года он демобилизовался.
Прошел не один фронт. Начал войну с отступления, как и большая часть нашей армии, дошел с отступлением до Волгограда, а потом уже начал путь на Запад.
О его боях в Сталинграде, наверно, менее известно.
Он служил в дивизии Родимцева, 13 гвардейской дивизии, в армии Чуйкова. В этом доме, куда он был послан с тремя своими товарищами в разведку, в доме, который они заняли, он был в течении 58 дней и ночей. Туго пришлось, конечно, потому что в первые три дня они вообще были одни вчетвером.
Немцы вообще не предполагали, что так мало их, а то 6ы, наверно, сумели бы их смять. Ну а потом пришло подкрепление. Так как бои шли страшные, то подкрепление без конца подходило, погибло много. Но больше 27 человек там не было. Поэтому нужно было точно рассчитать, где и кто должен стоять, у кого ПТР, у кого пулемет, у кого что. С берегом были связаны. Сначала просто ползли, площадь простреливалась. Было трудно, теряли людей. Потом прорыли ходы сообщения и все-таки более менее проходили. И вот прошло (я уже говорила) 58 дней и ночей.
Когда началось общее наступление, он был ранен и попал в госпиталь. Рассказывал, что случайно оказался рядом с Вороновым. Воронов тоже был ранен. Пулеметчик Илья Васильевич Воронов получил, по-моему, 25 ранений в один день (какой ужасный день). Потом попал в другую часть.
Поэтому, когда его там стали искать, где он, никто не нашел. Фронт огромен, армия огромна. Где найти солдата в этой огромной армии? И нашли его только, по существу, после войны.
Вызвали к Чуйкову Василию Ивановичу, там Чуйков вручил ему орден Ленина с Золотой Звездой Советского Союза.
Оставил у себя в роте охраны. Так что в последнее время он служил в роте охраны Василия Ивановича Чуйкова.
Чуйков очень хорошо к нему относился. И когда первый раз после многих лет встретились (15-летие Сталинградской битвы), так оба расплакались.
Он говорит: «Сынок, Яша, сынок, здравствуй!» Обнялись, расцеловались. Это была трогательная встреча. А потом он бывал у Чуйкова, когда бывал в Москве. Он высоко, глубоко его уважал и чтил.
Так же встречался с Родимцевым (неоднократно). Ездил его хоронить в Москву, когда умер Александр Ильич.
Ну что о нем вообще сказать?
Очень хороший, очень добрый, очень отзывчивый. Мог помочь кому угодно, не мог никогда отказать любой просьбе, хотя вообще для себя никогда лично не просил.
После демобилизации приехал на Валдай. Это небольшой городок на территории Новгородской области и там стал работать в райисполкоме.
Из Валдая послали его в Ленинградскую партийную школу. Два года учился в этой партийной школе.
Затем, вернувшись, стал работать секретарем райкома Валдайского, затем опять его послали учиться уже в Москву, в Высшую партийную школу при ЦК КПСС. Там он три года учился. А по окончании этой школы опять в Валдай вернулся. Никуда не хотел уезжать, хотя вообще можно было остаться в Москве. Его оставляли, просили остаться работать в музее Советской Армии в Москве. Но он не захотел остаться.
Так же как в Армии он мог. Его хотели послать учиться, но он захотел домой, к маме. Так и здесь не захотел он оставаться в Москве. Опять вернулся в Валдай.
А через некоторое время в 1961 году его (так можно сказать) переселили в Новгород, говорят, давай переезжай и все.
И вот с 1961 года, с осени 1961 года мы стали жить в Новгороде. Там он по существу всю жизнь.
Пока жил там, до самой смерти работал на одном и том же заводе. Сначала был завод «Комета», потом всякие другие названия. Это уже сейчас большое предприятие. И никуда не уходил с этой работы, хотя можно было работу более обеспеченную, более выгодную, но он не из тех, кто так может бегать.
Очень заполненной была его жизнь, потому что часто бывал в командировках, часто встречался с солдатами, потому что воинские части его приглашали, часто бывал в школах; ребятам и ученикам он вообще никогда не мог отказать. Поэтому, если нужно было его пригласить, обычно мне иногда звонили: «Как? Может приехать Яков Федотович?». Я говорю: «Да присылайте учеников. Он им не откажет». И вот ученики приезжали. Он никогда, практически, не отказывал им.
Ну вот, что еще Вам рассказать.
Комитет защиты Мира. Он был председателем комитета защиты Мира. Очень много и эта работа отнимала у него времени. Эта работа на общественных началах. Я не знаю, как сейчас, а раньше была она на общественных началах организована. Ну и все, пожалуй, так очень кратко. По верхам. Так скажем.
У него много друзей. Он вообще очень легко сходился с людьми. Такая открытая душа, и он легко контактировал что ли. Так, наверное, нужно сказать. Когда человек простой, так и легко знакомиться с ним. И так просто личных друзей и в Новгороде у него много. Он был очень веселым, очень жизнерадостным: не собирался умирать, конечно, но вот инфаркт у него случился обширный, и спасти не смогли его.
Вообще-то говоря, поздно схватились. Просто долго не было скорой помощи. В Валдае это было.
Ну что сейчас в Новгороде? В Новгороде есть школа-интернат № 1, которой присвоено его имя. Надо сказать, что они помнят о том, чье имя носят. Хорошая школа, очень хорошая. В школе есть музей Якова Федотовича Павлова. Там проводят экскурсии. Музей работает. Я там тоже часто бываю, потому что нельзя не бывать. Там всегда отмечаются дни рождения и все даты, связанные с Яковом Федотовичем. Ребята бывают на кладбище и помнят о Якове Федотовиче. Похоронен он в Новгороде. Есть у нас такое Западное кладбище. Когда он скончался, ко мне пришли. была организована комиссия по организации похорон. Пришли и спросили, где я хотела бы его похоронить. Я говорю: «Я не знаю, ну а что Вы хотите предложить?». Они говорят: «Мы 6 хотели вот на Западном кладбище, там вот хотели, чтобы была такая аллея, аллея героев. Центральная такая аллея, чтобы там были похоронены только Герои Советского Союза». Я говорю: «Если Вы так хотите, если у Вас такая задумка, давайте там тогда». Это оказалось очень далеко и неудобно, но что же поделать.
На этой аллее первым он и открыл счет, первым он и похоронен. Это и хорошо и плохо. Во-первых, это на виду, где всегда придешь и всегда на виду. И идут и идут люди мимо. Эта хорошо в том плане, что не только старые. Старые это обязательно остановятся, поклонятся, помолятся, положат цветочек, что-то скажут хорошее. Но даже молодежь и цветы приносят и как-то задержатся у могилы. Это всегда приятно, что даже молодежь как-то в какой-то степени чтит, помнит о старых солдатах.
Вот и все, где он похоронен.
Ну что еще Вас интересует? Пожалуйста, задавайте вопросы.
Богомолов Е.В. :
Через несколько часов уходит Ваш поезд. У нас - радиоэкспедиция «Победа». Участниками этой радиоэкспедиции являются ветераны войны, участники Сталинградской битвы, воины-интернационалисты, молодежь.
Вот хотелось 6ы услышать Ваши пожелания нашим участникам, нашей молодежи.
Павлова Н.А. :
Пожелание, наверное, одно - так держать, только в том, что эта работа очень полезная, очень нужная, тем более в наше время, трудное время особенно нужная. Эта работа не столько для старшего поколения, потому что старшее поколение и так ничего не забывает и ничего не может вычеркнуть из своей жизни, из своего сердца.
А вот для молодежи это очень важно. Поэтому надо продолжать эту работу с таким же успехом, с каким она велась до сих пор, и, поэтому всем, кто занимается этой работой, радиосвязями, пожелать успеха хотелось 6ы.
Я вот как-то недавно перебирала бумаги, письма Якова Федотовича и нашла черновик выступления. Я даже не знаю, перед кем он выступал или собирался выступать. Выступал. Конечно. Но я там прочла слова, обращенные к старшему поколению, своему поколению.
Вот он говорит, что нас приглашают выступать трудовые коллективы, приглашают воинские части, приглашают школьники. Раз приглашают, значит, мы им нужны и мы обязаны бывать на этих встречах. Это очень важно и очень нужно.
Вот такую записочку я нашла среди его бумаг. То есть это говорит о том, что он для себя считал совершенно необходимым встречаться с людьми и заниматься воспитанием молодежи.
И вы занимаетесь воспитанием молодежи, и, конечно, в этой Вашей работе я очень хотела бы помочь. Я, конечно, помощник плохой, но пожелать Вам успеха в этой работе мне очень хотелось 6ы.
Полтавец В.В. :
Мы считаем, что то выступление, коротенькое, которое мы сейчас слышали - это очень большая работа для нас по воспитанию молодежи.
Вы рассказали о своем муже, сержанте Якове Федотовиче Павлове, то, что может быть еще не написано, и мы хотели в связи с этим поблагодарить Вас, пожелать Вам, Вашей семье доброго здоровья.
Вы так же нам помогаете, находясь в своем музее, посещая, тоже сталкиваетесь с молодежью.
Желаем Вам долголетия и всего, всего доброго.
И еще один вопрос. Давайте уточним адрес Ваш еще раз, чтобы мы уже потом не ошибались и телефон.
И сейчас хотелось бы все-таки немножко знать. Вот Вы приехали к нам в Волгоград одни. Нет Юры, нет Алеши.
У Вас еще внуки есть? Состав Вашей семьи сейчас, потомков Якова Федотовича.
Павлова Н.А. :
Живу я в Новгороде. У нас с Яковом Федотовичем сын - Юра. Он уже взрослый, 1951 года рождения, внук Алеша. Алеше 19-й год. Он учится в сельхозинституте на экономическом факультете. Внучке -13 лет. Она учится в 7 классе. И невестка - работает в О6лОНО. Вот таковы наши координаты.
Живем мы отдельно, но часто встречаемся друг с другом. Сын приходит ко мне почти каждый день. Забегает или утром до работы, или вечером после работы.
Вот настоял на том, чтобы я сюда непременно поехала. Трудно, конечно, в моем возрасте выезжать, но мне показалось, что такая дата - 50 лет Сталинградской битвы. Эта дата уже не может повториться.
Для Якова Федотовича Сталинград был второй Родиной. Очень любил город Волгоград и при каждой возможности приезжал сюда, и поэтому я не смогла не поехать.
Я должна была поклониться городу, поклониться дому, поклониться всему, что здесь есть. И я очень благодарна Вашему клубу, который пригласил меня сюда. В противном случае это было бы для меня невозможным. Так просто я не поехала на птичьих правах.
Я побывала в музее, я увидела все, что там есть. У вас очень хороший музей. Я благодарна вам за память о Якове Федотовиче, за то, чем занимаетесь, и за то, что есть у вас в музее и вообще во всей вашей работе, что есть его позывные, что он у вас почетный радист.