Я, не раздумывая, сделал 3 шага вперёд, поскольку себя вполне подготовленным связистом. Служба была сложной, как и вся другая. Формировался полк в Ставрополе и в конце апреля уже двинулись вперёд на Запад. В начале я был телефонистом, исполнял должность линейного надсмотрщика и иногда дежурил на центральной телефонной станции. Но всегда писал рапорты о том, что я имею значок активиста-радиолюбителя, я очень близок к радио и поэтому просил всегда направить в учебную часть прифронтовую по изучению радиотелеграфной азбуки. Очень хотелось быть радистом. Так и получилось. После Харькова меня направили в учебную команду. Через 2 месяца фронтовые курсы закончились, я догнал свою часть радистом за Днепром, в Пятихаткак. Помню первую работу на радиостанции. Помню радость, которая охватила меня, что я держу связь с теми же ребятами, с теми же батальонами, теми управлениями, ту же связь, но уже без дальних или тяжёлых, можно сказать, телефонных проводов. Что касается пути полка. Из Ставрополя мы двинулись к Азовскому морю. Защищали берега и выгоняли оттуда оставшихся фашистов. Один батальон из нашего полка участвовал во взятии Крымской, но так это и не сделал. Очень много ребятишек погибло в те времена, а два батальона оставалось в запасе, но в начале июля наш полк направили эшелоном в Воронежскую область. Через некоторое время полк был направлен пешком, пешим порядком в сторону Харькова. Вот здесь начались первые встречи всего полка с фашистскими захватчиками. Полк участвовал в освобождении Харькова и Захарьковских районов. В то время я попал как раз на курсы радистов. Догнал полк в Пятихатках. Работать приходилось на радиостанциях самых разных, начиная от РБ, РБМ, РБ-12, РСБ наконец. Приходилось работать даже на радиостанциях наших союзников (американских радиостанциях V-100 А, V-100 Б). Это были чудесные в те времена станции. У нас кстати таких не было. У нас была либо очень маленькая РБ, либо сразу большая РСБ-2. Вот такой промежуточной, какой была V-100А (её выходная лампа мощностью до 25 ватт) у нас не было. Эта станция давала возможность работать уже на расстоянии около 100 и более км, что мы часто использовали, тем более с её солдат-мотором, который приводили в движение двумя руками. Что касается лампы. Я её встретил потом в наших, советских архивах (она называлась Г-811). Это абсолютно точная лампа (американский её аналог R-25). Если встретится вам такая лампа, посмотрите внимательно. Это что касается аппаратуры.

Началось движение и вытеснение немцев с Украины. Здесь мы были под городом Кировоградом, участвовали в боях (один батальон). Потом какое-то затишье и новое наступление вплоть до реки Прут. Это был первый выход на государственную границу наших воинских частей. Там был врыт первый пограничный столб. С тех пор, на Запад пошёл только один батальон нашего полка, а полк был переименован в 19-й пограничный полк. Я остался в полку, на охране государственной границы. Служить пришлось долго, до самого 1950 года. За это время успел провести тысячи связей, отремонтировать десятки радиостанций, радиоузлов, потому что к радиотехнике у меня была большая тяга и я умел в какой-то мере делать и позже я был радиомастером при отряде. Демобилизовался уже в 1950 году вместе со всеми ребятишками, с которыми и попрощался на долгие годы. Что касается своей Родины, Черкесска, вернулся туда. Образование было 8 классов. Отца уже не было. В доме была одна мать. Мне надо было думать, чем же заниматься в 25 лет. Решил идти в школу. Была такая школа рабочей молодёжи. Пошёл сразу в 10 класс, не заявившись в 9-й, да так его и окончил на следующий год. Ну а потом пошёл в учительский институт, который был там же, в Черкесске. Окончил его за 2 года. За это время продолжал работать, вернее поступил и работал в доме пионеров, вёл кружки, в том числе радиотехнический кружок. В 1953 гонду получил диплом учителя физики и математики. Пришлось оставить дом пионеров и перейти в школу. Попал я в школу №8, начал работать физиком и первая встреча с физическим кабинетом принесла мне огромное удовлетворение. Я увидел несколько приборов, которые попали туда с нашей Антилопы. Я, кстати, не сказал вам, что мы в то время (во время оккупации - Е.Б.) не только занимались какими-то делами, направленными прямо против фашистов, но и спасли кое-что из школ города из физических и химических кабинетов. И всё это было возвращено в школы. И вот я встретил в школе №8, в физическом кабинете паровую машину вертикального исполнения с котлом, который я отпаял в те далёкие времена 1942 года. Наряду с уроками физики я сразу организовал при школе технический кружок с уклоном радиотехники. В те же годы была построена первая в Карачаево - Черкессии школьная радиостанция. На ней учащиеся с удовольствием работали в диапазоне УКВ, связываясь со всеми уголками большого тогда Советского Союза.

Но образование надо было продолжать, и в те же годы я поступил на заочное отделение Пятигорского педагогического института, который закончил, не бросая работу в 1957 году. С тех пор, я уже работал нормально физиком и продолжал вести те же технические кружки при школе. Однако в 1961 году случилось несчастье. Помогая друзьям ставить антенну, я получил травму головы. После этого начались неполадки с моей внутренней системой. Мне пришлось оставить школу. Мне дали инвалидность. Однако вскоре здоровье немножко поправилось и я ушёл работать в политехникум, который открылся в Черкесске в 1964 году. В политехникуме преподавание физики нужно было начинать с нуля, потому что там были голые стены. Пришлось оборудовать физкабинет, пришлось много работать. Но оставлять радио я не стал. Там открыл новую радиостанцию. Набрал новых ребятишек. Они продолжали работать с большим энтузиазмом и с большими возможностями. К сожалению по состоянию здоровья я не смог работать дальше и в 1977 году попал в больницу и пролежал там несколько недель. Меня списали (на 2-ю группу инвалидности) и ограничили совершенно работу. С тех пор мне пришлось месяца 2 или 3, ничего не делая, болтаться по городу. Однако меня пригласили друзья, бывшие в ДОСААФ (была такая добровольная организация) и предложили создать там радиоклуб, чем я и занялся. С 1977 по 1985 года руководил областной коллективной радиостанцией (UK6EAA). На счету этой радиостанции была масса побед. К нам приходили все, кто знал телеграф, кто ещё учил его, кто возвращался из рядов Советской Армии. Они уже связывались не только с радиолюбителями Советского Союза, но и со всем миром. Многие из них стали преподавателями, остались служить в войсках связи Советской Армии. Многие стали кандидатами наук, простыми рабочими, но большинство из них остались нстоящими радиолюбителями. Это меня очень радует. В 1985 году мне исполнилось 60 лет. Мне пришлось уйти из радиоклуба в медицинское училище и работать там в кабинете технических средств обучения. Через 2 года по настоянию супруги мы перебрались на Украину, на её родину, поближе к дочери. Она у меня работает под Москвой. Вот так и сложилась моя судьба.

С 1988 года я живу и работаю на Украине, причём работаю в детской спортивной школе начальником коллективной радиостанции. Здесь тоже были встречи и массовые походы с друзьями по мировым радиотрассам. За участие в Великой Отечественной Войне я награждён орденом Отечественной войны II степени и рядом медалей («За победу над Гермаией», «За оборону Кавказа» и др.). Вот мои заслуги перед государством в военные годы. Что касается боевой деятельности, то тут я стал ветераном труда и участником строительства социализма (так скажем). Ныне я у дочери под Москвой. Желаю, чтобы и дальше продолжалась работа в эфире, чтобы мы встречались с друзьями, встречались с товарищами, с теми, кто остался во всех уголках нашей необъятной Родины.

Е.Б. - Евграф Александрович! Большое спасибо за ваш рассказ, за ваш, воспоминания. Мне хотелось бы пожелать вам крепчайшего здоровья, семейного благополучия, поздравить в канун Дня Победы с праздником, праздником всего нашего великого многонационального народа. Я думаю, те узы, которые нас связывали до распада Советского Союза, они будут по-прежнему крепкими и мы будем их поддерживать, укреплять, по возможности передавать все те навыки, которые мы приобрели в своё время, те знания, то благородство, ту порядочность, которая нам передавали наши родители. Будем надеяться, что в будущем будет у нас многонациональное, крепкое и нерушимое содружество, союз народов, могли бы друг другу помогать, чтобы был мир во всём нашем содружестве.

Е.Л. - Вот за это спасибо, большое. Большое спасибо Евгений Викторович!

Москва 05.05.2001 г.

От редакции.

Не так давно Евграф Александрович прислал нам автобиографический материал, который и представлен вашему вниманию. (Для увеличения нужно нажать на изображение).



































 

В начало